Bigmouth снова наносит удар! Что в современном мире не так с Джонатаном Франзеном?

  • 03-12-2020
  • комментариев

«Выходи с моей лужайки».

Отрывок из последней книги Джонатана Францена «Проект Крауса», опубликованный в прошлом месяце в The Guardian под заголовком «Что не так в современном мире». Он вызвал недельное недовольство в сети, причем во многом более убедительное, чем исходное эссе. И если вы уверены в своей враждебности Франзена, то дебаты в The Guardian уже удовлетворили ваши потребности. Если же, с другой стороны, попытка объяснить, что не так в современном мире, переводя австрийского сатирика конца века, покажется вам проектом, почти покоряющим своей полной извращенностью, тогда у вас будут причины для более сложного разочарования. / p>

Карл Краус редактировал журнал Die Fackel (Факел) и писал безжалостную, заведомо непроницаемую критику. Г-н Франзен признает, что работа Крауса связана «с давно забытыми противоречиями, с теперь малоизвестными соперниками, с газетами и литературными произведениями, которые больше читают только ученые». Однако он утверждает, что это также говорит о «нашем собственном насыщенном СМИ, помешанном на технологиях, преследуемом апокалипсисом историческом моменте». Проект Крауса включает в себя переводы четырех коротких работ, а также обширные сноски г-на Францена, описывающие, как он пришел к чтению Крауса, когда учился в Германии после колледжа, и проводящие параллели между Веной Крауса и современным миром. Он, например, приводит доводы в пользу того, что фельетонная журналистика о стиле жизни, которую Краус назвал бойкой и производной, аналогична сегодняшнему онлайн-дискуссии. (Смущает это сравнение его столь же правдоподобное прочтение самой Die Fackel как «как блога».)

В любом случае г-н Францен заглушает свой аргумент в пользу современной актуальности Крауса громкими заявлениями о его своя. Например: «У кого есть время читать литературу, когда так много блогов, за которыми нужно следить, так много кулинарных баталий, за которыми нужно следить в Твиттере?» Типичный двухстраничный разворот включает параграф немецкого текста, параграф с английским переводом на лицевой стороне и две трети страницы жирных черных сносок г-на Францена, требующих вашего внимания. Этот формат, кажется, создан для того, чтобы удерживать читателя от взаимодействия с Краусом, и когда в какой-то момент г-н Францен выражает нежелание «добавить к уже астрономическим сноскам», это поражает. Разве не сноски мы читаем? Если нет, значит, кто-то просчитался - трудно представить, чтобы кто-то ушел из «Проекта Крауса» с большим количеством мыслей о Карле Краусе, чем о Джонатане Францене. Краус, который мы читаем, в основном не оправдывает ожиданий. («Улицы Вены вымощены культурой», - говорится в одном из афоризмов. «Улицы других городов заасфальтированы».) Г-н Францен иногда извиняется за то, что он переводит немецкий язык. («К сожалению, более непереводимая игра слов».)

Вы хотите верить, что тут присутствует некое самосознание, когда г-н Францен отмечает склонность Крауса к «резким, ex cathedra доносам» и его репутацию «великого ненавистника» . » И, читая произведение великого ненавистника, хочется ощутить укол неожиданного признания, трепет озвученной смущающей правды. Вы хотите быть достаточно ужаленными, чтобы хотеть большего. Но и здесь мистер Францен не жалит. Он ошибается. Снова и снова он пугает вас своей неуклюжей злобой. В отношении современного мира есть хорошие претензии, и г-н Францен их не предъявляет.

Тот, кто провел больше времени с объектом его критики, мог бы лучше понять то, что вызывает у него раздражение. , уязвимые места, в которых можно найти свежий взгляд. Г-н Франзен, с другой стороны, говорит нам, что на домашней странице AOL есть пустые и мусорные заголовки. Он говорит, что реклама Apple довольно самодовольная. Это документальный эквивалент написания романа о картонном вырезе. Похоже, г-н Франзен не может представить Интернет или его «энтузиастов» («Энтузиасты»! Твиттер-биография, которая должна быть низко висящим плодом! Как мы все стали «энтузиастами»?) С какой-либо сложностью или живостью. < / p>

Через неделю после того, как г-н Франзен взбесил Интернет своим отчетом Guardian «Что не так с современным миром», комик Луи С.К. предложил собственное причитание, объясняя Конану О'Брайену. почему он не позволяет своим дочерям иметь смартфоны («ужасные вещи»):

Вам нужно развить способность просто быть собой и ничего не делать. Это то, что уносят телефоны - это возможность просто сидеть там. Это человек. Потому что под всем в вашей жизни есть эта вещь, эта пустота, навсегда пуста. … Это знание, что все это напрасно и что ты один. Это там внизу. А иногда, когда все проясняется, ты ничего не смотришь, ты в своей машине, и ты становишься звездойЯ говорю: «О, нет, вот оно. Что я один ».

« Вот почему мы пишем и водим машину », - заключил он. «Я говорю:« Ой, мне становится грустно, нужно взять телефон и написать «привет», как и 50 человек »».

Этот клип, конечно же, широко и одобрительно распространялся в Интернете. . Луи С.К. как квази-луддитский скряга убедителен; Мистер Франзен так же не является. Я не предлагаю судить о качестве по просмотрам на YouTube (более 5 миллионов в случае Луи С.К.), критерий, который г-н Франзен, вероятно, не одобрил бы. Но, кажется, стоит подумать о том, чего не хватает в аккаунте Луи С.К. г-ну Франзену: интереса к тому, что движет людьми к технологиям, беспокойства по поводу дыр, которые они заполняют, и голода, который они утоляют.

По словам г-на Францена , фанаты технологий глупы или, по крайней мере (Салман Рушди и n + 1, похоже, получают эту благотворительность), заблуждаются. Они «уступают» Твиттеру; они слепо падают в обморок перед «Стивом Джобсом, Марком Цукербергом и Джеффом Безосом»; они либо тупые овцы, либо корыстные ищущие внимания. «Люди не могут сидеть и пять минут, не взяв свои смартфоны в лапы», - пишет г-н Франзен. Они почти не люди. Это отсутствие интереса к внутреннему - сочувствие к нашей общей вечной пустоте - кажется романисту неоправданным.

И в каком-то смысле мистер Францен, кажется, это знает. Он описывает, как, полюбив Крауса и его гнев в 22-летнем возрасте, он отложил эссеиста в сторону, поскольку погрузился в собственное творчество:

Умственная работа, которая в основном требуется для художественной литературы, а именно: вообразить, что значит быть кем-то, кем вы не являетесь, еще больше подрывает гнев в долгосрочной перспективе. Чем больше я писал романов, тем меньше доверял своей праведности. … Я чувствовал, что перерос Крауса, чувствовал, что он был писателем из сердитого молодого человека, а не писателем романиста.

Но потом он передумал. Апокалипсис, «который на какое-то время кажется отступлением, все еще в картине», - пишет он сейчас, и требует полной силы его гнева.

Он не ошибается. Даже его противники, любящие Интернет, разделяют его ужас разрушения окружающей среды и монополии Amazon среди других бед. Но г-н Франзен кажется патологически неспособным выразить гнев сочувственно, и именно эта неудача - а не его нежелание твитнуть или его любовь к печатным книгам - может обречь его на то, чтобы стать еще одним забытым великим ненавистником.

[email protected]

комментариев

Добавить комментарий