Можно ли выращивать собственное мясо?

  • 16-09-2020
  • комментариев

Stir Fly, часть выставки полевых испытаний в Science Gallery, Дублин Фото: Предоставлено The Science Gallery, Дублин

Представьте себе: кухонный прибор на столешнице, напоминающий блендер Magic Bullet. Это биореактор. Он прикрепляется через капельницу к источнику богатой питательными веществами сыворотки, которая питает клетки, растущие в реакторе. По мере того, как клетки размножаются, они обеспечивают вас и вашу семью всем мясом, которое вам когда-либо понадобится. Больше не нужно ходить в супермаркет за свиными отбивными на ужин. Больше не нужно бороться с растущей стоимостью стейков. Больше не нужно беспокоиться о распространении коровьего бешенства, кишечной палочки и других патогенов пищевого происхождения. Больше не нужно чувствовать себя виноватым за этические и экологические последствия приготовления знаменитого жареного цыпленка. Просто безопасное, доступное и легкодоступное мясо прямо на кухне. Единственная загвоздка в том, что это мясо насекомых.

Это антиутопическое видение, изображенное в инсталляции «Stir Fly», созданной художниками / исследователями Ороном Кэттсом и Ионатом Зурром в сотрудничестве с дизайнером Робертом Фостером. В рамках Field Test, выставки, посвященной будущему еды, «Stir Fly» показывали в Science Gallery Dublin до того, как инсталляция буквально взорвалась, вероятно, из-за скопления газа. (Никто не пострадал и ничего, кроме экспоната, не пострадало.) Выставка завершена.

«Это еще одна проблема, связанная с попытками выращивать материал», - говорит Каттс, имея в виду взрыв и множество других проблем, которые он обнаружил в тканевой инженерии.

Орон Кэттс работает на выставке Stir Fly Фото: предоставлено The Science Gallery, Дублин

Хотя на первый взгляд «Stir Fly» казался образцом умозрительного замысла, своего рода обнадеживающим прототипом, его суть раскрывала его критический характер. «Stir Fly» подчеркнула один из самых спорных аспектов тканевой инженерии: использование фетальной бычьей сыворотки, не говоря об опасности взрывов в домашних условиях с участием потенциально биологически опасных материалов. Фетальная бычья сыворотка, полученная от нерожденных коров, обычно путем прокалывания сердца плода после забоя беременной матери, по сути, является пищей для клеток в биореакторе, позволяя им расти и размножаться в мясо для нашего потребления. Мало того, что процесс, используемый для извлечения крови теленка для получения эмбриональной бычьей сыворотки, делает конечный продукт далеким от веганского (как многие поставщики тканевой инженерии или мяса «в пробирке», вы бы поверили), но и выращивание клеток таким способом является также крайне неэффективен. Кэттс подсчитал, что два литра фетальной телячьей сыворотки - для чего нужна кровь примерно четырех телят - вместе с 18 литрами других питательных веществ были необходимы для производства минимального количества клеток в биореакторе для «перемешивания мухи». Установка удачно передала ужас, присущий производству фетальной бычьей сыворотки путем трансмогрификации сыворотки в мясо насекомых; он зафиксировал неэффективность производства мяса in vitro путем подвешивания 20 литров питательных веществ над небольшим биореактором, предполагая, что реальность просто ждет, чтобы рухнуть из-за наших высокотехнологичных ошибок.

«Stir Fly» был лишь последним проявлением того, что Кэттс любит называть «спорным дизайном». Вместо того, чтобы создавать желательные сценарии, что типично для умозрительного проектирования, Кэттс построил свою карьеру на разработке сценариев, подчеркивающих проблематику.

«У нас есть несколько франкенштейновская тенденция к увеличению каждой ткани, составляющей тело, по большему количеству и разным причинам», - сказал Каттс о работе своей команды.

В 2000 году он и его команда вырастили «Свиньи крылья», коллекции свиной ткани в форме крыльев, которые поэтически подчеркнули невероятность диковинных обещаний сторонников тканевой инженерии («… когда свиньи летают»). В 2003 году в фильме «Бестелесная кухня» Кэттс выращивал и ел мясо in vitro, что сделало его частью первой в истории команды, которая сделала это, но также изучала культурные представления о том, что съедобно, благодаря использованию в проекте «лягушачьего стейка». «Кожа без жертв» 2004 года включала выращивание крошечной кожаной куртки, сделанной из клеток мыши и человека, что в конечном итоге поставило куратор выставки Музея современного искусства в этически неоднозначное положение, когда она отключила изделие, фактически «убив» куртку.

Интерес Кэттса к тканевой инженерии возник в середине 90-х годов. Во время работы над диссертацией о дизайнерской биотехнологии он был поражен изображениями «мыши Vacanti», лабораторной мыши, у которой исследователи вырастили на спине что-то похожее на человеческое ухо. Хотя ранее Кэттс сосредоточился на использовании бактериальной целлюлозы для генетической инженерии растений, он переключил свое внимание на тканевую инженерию.

«Идея фрагментации сложных тел и выращивания их частей в искусственной среде стала очень интересной», - сказал он. «Я обнаружил, что у этого есть гораздо более интересный потенциал для выявления некоторых проблем, которые я тогда начал определять».

Вдохновленный, Кэттс вместе с Ионатом Зурром в 1996 году основал проект «Культура тканей и искусство», который стал местом, где команда разработала большую часть своих произведений искусства. В 2000 году Кэттс помог основать SymbioticA Университета Западной Австралии, первую в своем роде исследовательскую лабораторию в области биологических искусств, которая приняла 120 исследователей в дополнение к 16-летним студентам. Каттс остается директором SymbioticA, а начиная с января 2016 года, он стал Королевский колледж искусств в первый же профессор лондонского состязательного дизайна, с помощью которого он надеется вновь его подход к искусству как дискурс дизайна.

Биореактор Stir Fly Фото: предоставлено The Science Gallery Dublin

Хотя Каттс объяснил, что он не заинтересован в разработке антиутопической (или, если на то пошло, утопической) идеи о том, куда нас приведет тканевая инженерия, он, несомненно, по-прежнему скептически относится к практическому применению этой технологии. Сторонники утверждали, что тканевая инженерия может уменьшить жестокость, дефицит и экологическую деградацию не только традиционного производства мяса, но и производства кожи. Кэттсу это кажется маловероятным. Хотя кожа in vitro по-прежнему зависит от эмбриональной бычьей сыворотки (что означает, что она должна включать определенную степень жестокого обращения с животными), она также требует разработки новых методов, позволяющих уговорить клетки производить коллаген - белок, который делает кожу прочной и долговечной. Кэттс предсказал, что, учитывая количество ресурсов, необходимых для производства кожи in vitro, в лучшем случае это будет специализированный продукт, не способный экономически конкурировать с традиционной кожей, которая является побочным продуктом мясной промышленности. По его оценкам, кожаная куртка из искусственной кожи взрослого размера будет стоить десятки, если не сотни тысяч долларов. И хотя традиционные производственные процессы могут снизить удельные затраты за счет масштабирования, Кэттс предположил, что это будет одним из самых больших препятствий для производства мяса in vitro и кожи in vitro. Тканевая инженерия требует создания искусственной среды, способствующей процветанию клеток, но только клеток, необходимых для производства. Другие формы жизни необходимо держать в страхе: либо путем стерилизации, что чрезвычайно дорого, либо путем токсичности, что по определению опасно для окружающей среды. Не безжалостный, экономичный и экологически чистый, Catts считает мясо и кожу in vitro не более чем технологически чрезмерными роскошными продуктами будущего.

Что касается его собственного будущего, Кэттс с нетерпением ждет фестиваля Shuffle Festival, 24-часового праздника искусства, науки, истории и еды в лондонском кладбище и его окрестностях и вокруг него. Для этого он и его команда построят абстрактную статую, основанную на истории о големе, существе из еврейского фольклора, созданном раввином для защиты евреев в Европе. Голем Кэттса будет построен из кладбищенской грязи и «оживлен» через инкубаторы для клеток, которые будут нагреваться компостом. Помимо фестиваля Shuffle, Кэттс взволнован предстоящим 2018 годом, который является двухсотлетием публикации Франкенштейна. «Я вижу довольно много проектов, связанных с этим, - говорит он.

комментариев

Добавить комментарий